Современному человеку тяжело представить магазин, в котором цену каждого товара нужно узнавать у продавца. А ведь чуть более ста лет назад именно всё так и было. Продавцу приходилось оценивать возможности покупателя, и исходя из этого называть цену. Такой подход к торговле часто собирал огромные очереди, менее зажиточные покупатели стеснялись поинтересоваться ценой.

Империя Woolwort (Вулворт).

Кто знает, как обстояли бы дела с торговлей в настоящий момент, если бы не Фрэнк Вулворт. Именно он был изобретателем ценника. Фрэнк родился в небогатой семье, и до 21 года занимался сельским хозяйством вместе с родителями.

В 21 год он понял, что такая жизнь не для него, и сбежал в небольшой городок Ланкастер, штат Пенсильвания. Не имея образования, застенчивый и заикающийся юноша устроился помощником продавца в небольшой магазинчик. Хозяин постоянно упрекал парня в никчемности, а Фрэнк только вздыхал и терпел. Он знал, что идти ему некуда… Для продолжения работы в магазине Вулворту было поставлено условие. Он должен был за день наторговать дневную выручку, в противном случае его ждет увольнение. Перспектива остаться без работы юношу не привлекала, и ему пришлось срочно что-то менять.

Фрэнк пришел в магазин задолго до открытия. Он приклеил ко всем товарам бумажку с минимально возможной ценой (прообраз современного ценника). Весь залежавшейся товар выложил на огромный стол, прикрепив к нему табличку с надписью «Всё по пять центов». Стол он поставил возле окна так, что товар, и табличку было видно с улицы.

Весь залежавшийся товар был раскуплен за несколько часов! Покупатели, увидев написанную цену, просто показывали пальцем на товар и отдавали деньги. Такая схема в несколько раз сократила время обслуживания одного клиента. Выручка магазина на этот день превысила обычную в 6 раз! Окрылённый успехом, Фрэнк сам уволился из магазина, занял денег и открыл свой, где торговал всеми нужными для дома товарами за  5 центов.

Расставляя товары по полке, прикрепляя к ним ценник, Фрэнк Вулворт и представить себе не мог, какие чудеса будет творить созданный им мерчандайзинг. Он не ограничился одним магазином, а открывал всё новые и новые, и к 1919 году его «империя мелочей» насчитывала более тысячи магазинов в США, Канаде и Англии. Это стало возможно благодаря разработанной Вулвортом бизнес-стратегии, противоречащую, кстати, всем негласным законам тогдашней торговли.

Во-первых, он размещал товары на витринах, снабжая их яркими ценниками. Чтобы завлечь покупателя, на ценниках никогда не писалась сумма больше 25 центов. «Наша реклама – это витрины и прилавки, - говорил Вулворт, выпроваживая очередных рекламных агентов, - цены в магазинах Вулворта красноречивее рекламных плакатов».

Во-вторых, работники его магазинов никогда не уговаривали покупателей приобретать чего-либо. Человек мог сам взять в руки и рассмотреть то, что его интересовало. Прилавок и касса располагались в глубине магазина. Клиентов обслуживал лишь один продавец, чьи обязанности сводились к тому, чтобы быстро упаковать купленную вещь. И улыбнуться. Вулворт считал, что человек, купивший какую-нибудь мелочь за 5 центов, должен чувствовать, что осчастливил целую компанию.

«Даже если у вас нет конкурентов, хотя бы раз в неделю выставляйте на продажу тот же товар, что и в ближайшем магазине, - наставлял своих менеджеров Вулворт, - А, определив, какой товар у конкурирующего магазина является наиболее ходовым, продавайте его в два раза дешевле». Сбивать цены конкурентов Вулворт считал своей главной задачей, благо в то время в Америке этим можно было спокойно заниматься.

24 апреля 1913 года президент США Вудроу Вильсон торжественно открыл Woolworth Building, который обошелся своему хозяину в четырнадцать миллионов долларов, накопленных в буквальном смысле по медяку. В этом грандиозном, высотой в 238 метров, здании размещались офисы более четырех тысяч самых солидных американских фирм. Смотровую площадку на самом верху небоскреба ежедневно посещали тысячи человек. Практически никто из них не уходил из здания без сувениров, которые продавались в многочисленных магазинах, разместившихся на нижних этажах. «Дом Вулворта» и поныне остается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка.

Даже после смерти основателя торговая сеть продолжала расти. В 1996 году был зафиксирован рекорд количества магазинов, принадлежащих одной торговой сети – фирма «Вулворт» имела 8178 магазинов. Но в 1998 году, желая окончательно откреститься от своего «пятицентового» прошлого, компания сменила название на Venator Group и продала знаменитый небоскреб Woolworth Building. Пяти- и десятицентовые магазины «Вулворт» прекратили своё существование. Принципы, открытые их основателем, действуют в магазинах всего мира – полная наглядность, полная информация о цене. Наверное, Вулворта впечатлили бы сейчас те изменения, которые претерпел ценник. Изобретение электронных, позволяет покупателям ориентироваться не только в цене, но и в качестве, составе, системе скидок и т.д. А вот последний писк – говорящие ценники. Покупатель, присмотрев нужный товар, нажимает на ценник, и тот голосом известного политика или актера рассказывает о товаре подробнее. Несомненно, плюсом такого ценника является отсутствие застенчивости и паники при виде покупателя…

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить